Состояние и перспективы российского климатического рынка обсудили на вебинаре AIRVent
В ходе вебинара Сергей Брух рассказал о прошлом климатического рынка в России, его текущем состоянии, об особенностях продаж сплит- и VRF-систем. Эксперт также поделился своими мыслями по поводу развития рынка климатического оборудования в ближайшем будущем. Своим практическим опытом выступление дополнили Ирина Бурмистрова (ООО «ВЕНТАРТ ГРУПП) и Михаил Филатов (ООО «ЭРА»).
С приветственным словом к аудитории обратилась директор выставок Aquatherm и AIRVent Ольга Егорова. Выставка AIRVent будет проводиться впервые, ранее она была специальной экспозицией в рамках выставки Aquatherm Moscow. В 2022 г. лояльная аудитория будущей выставки уже насчитывала более 5,6 тыс. человек из 79 регионов России. Среди них 95% пришли на Aquatherm 2022 с целью поиска продукции и услуг для бизнеса. Такой ажиотаж стал стимулом к выделению раздела в самостоятельную выставку.
Далее слово взял Сергей Брух, технический редактор журнала С.О.К. и директор ГК «Центр Технического Маркетинга». Свое выступление он начал с исторической ретроспективы российского рынка климатического оборудования. Эксперт обозначил нескол ько этапов и переломных точек в его развитии. Это стабильный рост с 1995 по 2008 гг., первое падение в период Мирового финансового кризиса, пиковые значения 2013 г., дальнейшее падение и переход на плато 2017–2021 гг. При этом в 2022 г. произошло очередное падения рынка. В 2023 г. падение, вероятнее всего, продолжится.
Рис. 1. Рынок «тяжелого» климатического оборудования в РФ. Источник: «Литвинчук маркетинг»
На рынке систем вентиляции доля отечественной продукции стабильно растет с 2012 г., достигнув половины объема продаж уже к 2015 г. К настоящему моменту он практически полностью восстановился с периода кризиса 2014–2016 гг. По мнению эксперта, в дальнейшем доля импорта будет только снижаться, в выгодном положении окажутся те, кто пользовался оборудованием российского производства и занимался его продажами.
Для рынка сплит-систем в России характерна зависимость от погодных условий. Показателен в этом плане был 2011 г., когда случился резкий рост продаж сплит-систем (рис. 2). Причина этому в том, ч то в 2010 г. произошел дефицит техники из-за ажиотажа в жаркое лето. В 2022 г., в отличие от 2011, дефицита техники не случилось – сыграла свою роль специфика торговли с китайскими партнерами. Текущая ситуация такова, что рынок сплит-систем в следующем году столкнется с демпингом и избытком продукции.
Рис. 2. Российский рынок сплит-систем. Источник: «Литвинчук маркетинг»
В конце 2000-х гг. российский рынок VRF-систем кондиционирования во многом состоял из дорогих брендов – в 2008 г. доля японских брендов доходила до 90% (рис. 3). С тех пор шла стабильная замена дорогих брендов более дешевыми китайскими и отечественными. В итоге доля корейских и японских VRF-систем к 2016 г. составляла только половину. По мнению эксперта, в ближайшем будущем число дорогих брендов будет сокращаться, а японские и корейские производители еще долгое время не будут присутствовать на российском рынке после событий февраля 2022 г.