Текущая ситуация и перспективы российского рынка климатического оборудования
Итоги 2023 года были неожиданными в некоторых сегментах рынка климатического оборудования. В этой статье вы узнаете, чего стоит ожидать в 2024 году
В минувшем году продолжилась трансформация российского рынка климатического оборудования. Несмотря на довольно прохладное лето в центральной России и на юге страны, спрос на бытовые кондиционеры вырос. Ушедшие бренды постепенно замещаются новыми игроками. Рассмотрим прогнозы о том, каким будет 2024 год для российского рынка климатического оборудования.
Итоги 2023 года и текущая ситуация на российском рынке климатического оборудования
Суммарный объем рынка климатического оборудования по экспертным оценкам в 2023 году превысил 3 млн штук, что почти на 15% больше, чем в 2022 году. Это рекордный показатель продаж. Интересно, что в 2023 году в России было куплено больше сплит-систем, чем суммарно в Турции, Испании и Италии. По объему продаж VRF-систем Россия занимает третье место среди всех европейских государств: в 2023 году было реализовано свыше 26 тыс. таких устройств. Одна из причин такой тенденции — активное строительство жилья, в том числе высокобюджетного сегмента, где востребованы подобные решения.
Приросту российского рынка климатического оборудования не помешало даже прохладное лето: жара пришла в европейскую часть России и в южные регионы только в августе, тогда как июнь и июль были достаточно прохладными. Еще несколько лет назад данный фактор привел бы к сокращению рынка, либо, при оптимистичном развитии событий, к его постепенной стагнации. Причина такой тенденции объяснима: в условиях неопределенности и волатильности российской валюты, колебания курса которой оказывают непосредственное влияние на стоимость импортируемых устройств, ряд клиентов (как физических, так и юридических лиц) решаются на покупку «здесь и сейчас», не откладывая ее на будущее.
Рассматривая динамику отечественного рынка климатических систем, нельзя не отметить значительный прирост продаж чиллеров. В 2023 году их было реализовано на 40% больше, чем в 2022. Помимо роста продаж, в 2023 году увеличивалась и доля замен устаревшего оборудования. В 2023 году немало покупателей воспользовались моментом и обновили климатические установки, значительная доля которых была приобретена в 2005-2011 годах, в период бурного роста данного сегмента.
Из трендов 2023 года стоит отметить продолжение сегментации рынка климатического оборудования. В самой доступной и массовой ценовой категории остались в основном китайские и российские бренды, тогда как европейские, японские и корейские производители переместились в премиальный или люксовый сегменты.
Тенденция роста спроса на климатическое оборудование продолжилась и в 2024 году. По данным исследования компании «М.Видео–Эльдорадо», в марте 2024 года спрос на кондиционеры и сплит-системы вырос на 25% относительно того же месяца прошлого года. В свою очередь, за первые три месяца 2024 года спрос на данные устройства вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Основные тенденции 2024 года на российском рынке климатических систем
Говоря о прогнозе на 2024 год на российском рынке климатического оборудования, стоит отметить, что в целом его участники приспособились к текущим условиям работы. Однако на нем остались свободные и низкоконкурентные ниши: прежде всего, это средний и высокий ценовые сегменты. Среди самых востребованных решений на рынке климатических систем можно выделить следующие направления. Прежде всего, это так называемые «умные» системы. Они полноценно интегрированы в «умный» дом, управляемый специальным приложением на гаджете с интуитивно понятным интерфейсом. За счет этого обеспечивается согласованная работа всех инженерных систем, у владельца дома или квартиры появляется возможность в режиме реального времени наблюдать за их работой и планировать их обслуживание. Кроме того, «умные» системы могут самообучаться и гибко подстраиваться под различные пожелания собственника недвижимости.
Не менее важное направление — энергосбережение и энергетическая эффективность. Помимо ответственного отношения к окружающей среде такие решения имеют и сугубо практическую функцию, позволяя сэкономить на ресурсах. Пандемия коронавируса увеличила спрос на устройства с возможностью улучшения качества воздуха в помещениях. Это особенно актуально в условиях мегаполисов. И если раньше такие варианты были представлены в основном в высокобюджетном сегменте, то по мере развития технологий они появляются и в устройствах среднего ценового диапазона.
На текущий момент преждевременно говорить о перспективе существенного удорожания климатической техники. Безусловно, свою роль играет инфляция и все еще высокая волатильность российской валюты, однако маловероятно, что по итогу года цены вырастут выше значений инфляции.
Выставка AIRVent — возможность заявить о себе на российском рынке
В настоящий момент российский рынок обладает хорошими перспективами роста, и на нем присутствуют сегменты с невысоким уровнем конкуренции. Это дает шанс новым игрокам закрепиться на российском рынке. Вместе с тем, планируя свой выход на новый для себя рынок, важно понимать его основные тенденции и найти надежных партнеров.
Решить важные деловые задачи поможет 3-я Международная выставка оборудования, технологий и услуг для вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения бытовых, коммерческих и промышленных объектов AIRVent. Эта высокоэффективная площадка для коммуникации игроков климатического рынка — производителей, поставщиков климатического оборудования с заинтересованными специалистами.
В 2024 году в выставке приняли участие 120 компаний, для 70% из которых она стало дебютной. Выставку посетило более 7 500 человек, что на 48% больше результата прошлого года. Эффективность выставки подтверждает и опрос участников: 90% из них остались удовлетворены своим участием в AIRVent 2024.