Рынок систем вентиляции и кондиционирования: текущее состояние и перспективы
Последние несколько лет были непростыми для российского рынка систем вентиляции и кондиционирования. Начиная с 2020 года, рынок пережил пандемию коронавируса, аномально жаркое лето 2021 года, а теперь – уход ряда зарубежных производителей. В этом материале рассмотрим изменения рынка за последние 2 года и его перспективные направления.
Кондиционеры, промышленные вентиляторы и холодильное оборудование – состояние рынка сегодня
- Кондиционеры
По оценке маркетингового агентства «Литвинчук Маркетинг», в 2022 году в России было реализовано около 2,3 млн кондиционеров. Это третий результат с 2010 года, выше продажи были только в 2011 и 2021 годах. Причина такой тенденции – отложенный спрос, даже несмотря на не самую подходящую погоду (минувший год был холоднее 2021). Показатели 2023 года, вероятно, будут ниже – порядка 2-2,1 млн кондиционеров. Тем не менее, это позволит России сохранить за собой звание крупнейшего рынка Европы, опережая ближайших преследователей более чем в два раза. Динамика спроса в текущем году зависит и от природы: возвращение жары двухлетней давности, вполне вероятно, повлечет за собой рост спроса на климатические системы.
Санкции оказали на российский рынок кондиционеров (в том числе VRF) не столь значительное влияние. Так, в 2021 году доля китайских кондиционеров составляла около 85%, японских – 5%, корейских – 2%. Соответственно, уход ряда брендов не сильно сказался на российском рынке. Более того, даже в высокобюджетном сегменте бытовых кондиционеров европейские и японские бренды практически полностью замещены китайскими (Haier, Gree, Hisense). Однако в некоторых сегментах (в частности, кондиционеры для серверных) существуют позиции, которые пока закрыть не удалось.
- Промышленные вентиляторы
В начале 2022 года доля импортных промышленных вентиляторов на российском рынке достигала 60%. В основном это были либо европейские, либо китайские изделия. Через год данный показатель практически не изменился, однако китайские производители нарастили свое присутствие. Они также помогли заместить часть выпавших европейских и японских комплектующих. Однако аэродинамика, геометрия и вибрационные показатели китайских аналогов пока уступают европейским и японским деталям.
- Холодильное оборудование
В 2021-2022 годах объем импорта холодильного оборудования в Россию, по данным таможенной службы, достиг $1,5 млрд. При этом доля исключительно импортной продукции составила около 20%. Лидирующие позиции занимал Китай, доля которого достигла в 2022 году 40%. Интересно, что порядка 65-70% представленной на рынке продукции, относящейся к российским или международным брендам, собиралось в России, правда, из импортных деталей. Все чаще российские компании останавливают свой выбор на китайских и турецких комплектующих для холодильного оборудова ния.
Перспективные направления российского рынка кондиционеров
- Кондиционеры для серверных
Доля японских производителей на рынке неинвенторных кондиционеров для серверных в 2020-2021 годах не превышала 2%. Однако в них входили специально разработанные для России системы от японских производителей. Они стали безальтернативными решениями для серверных, ведь только японская техника могла работать 24 часа в сутки на протяжении нескольких лет. Некоторые китайские аналоги по надежности уже приблизились к японским изделиям, но рынок в любом случае позитивно воспримет выход новых кондиционеров для серверных.
- Прецизионные кондиционеры
Такие системы чаще всего используются в крупных дата-центрах, где жизненно необходимо высококачественное охлаждение. До 2022 года подобные кондиционеры производились в Италии и Германии. Однако в текущих условиях поставка изделий из этих стран затруднена. Поэтому уже сейчас фиксируется рост интереса к прецизионным кондиционерам производства других стран. Стоит отметить, что лидирующие позиции в этом направлении занимает не Китай, а Турция. Местные производители выпускают довольно качественные модели, не уступающие итальянским или немецким.
- Доступные модели для дома и офиса
По данным экспертов, опрошенных радиостанцией «Коммерсантъ FM», в апреле-мае 2023 года наибольшей популярностью пользуются модели в ценовом диапазоне от 20 до 30 тыс. рублей. С учетом прогноза синоптиков о повышении среднегодовой температуры летом вероятен дальнейший рост спроса на доступные модели.
- Премиальные системы фильтрации и очистки воздуха
Один из наиболее перспективных сегментов для новых игроков – премиальные системы фильтрации и очистки воздуха для многоквартирных домов, апарт-комплексов и офисов. До февраля 2022 года застройщики останавливали свой выбор в основном на моделях японских и европейских компаний. Многие производители подобных систем приостановили поставки или ушли из России. Вместе с тем, строительство премиального жилья в крупных городах (прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге) продолжается, пусть даже и с небольшой просадкой. Предлагая застройщикам сравнимые по функционалу и качеству модели, компании-производители оборудования могут закрепить за собой перспективный сегмент на длительный срок.
Богатая экспозиция климатического оборудования на AIRVent 2024
AIRVent – Международная выставка оборудования, технологий и услуг для вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения бытовых, коммерческих и промышленных объектов. На ней производители и поставщики климатического оборудования демонстрируют продукцию своей целевой аудитории. В 2023 году выставку посетили 5 068 чел. из 73 регионов России и ряда зарубежных стран. У 86% участников AIRVent 2023 получилось найти новых клиентов и бизнес-партнеров.
AIRVent – не только уникальная возможность пообщаться с ведущими экспертами отрасли, но и возможность решить стоящие перед компанией бизнес-задачи, найти новых партнеров. Участие в выставке позволит лично пообщаться с лицами, принимающими решения, и достичь взаимовыгодных договоренностей, которые станут основой долгосрочного и продуктивного сотрудничества.